Нерациональное питание является основной причиной плохого состояния здоровья. Наука о питании и отрасль медицины, разрабатывающая стратегии поведения для лечения и профилактики заболеваний, стремительно продвинулись вперед, накопив огромный массив данных о влиянии питания и различных поведенческих стратегий на здоровье, создав при этом некую неразбериху. Тем не менее, благодаря непрекращающимся исследованиям в нашем распоряжении оказался большой арсенал средств для снижения неблагоприятного воздействия плохого питания на здоровье и экономику. В настоящем обзоре рассматриваются история, новые доказательства, противоречия и соответствующие уроки современных достижений в области нутрициологии (науки о питании) и разработки линий поведения в отношении таких алиментарно-зависимых (возникающих в связи с неправильным питанием) заболевваний, как сердечно-сосудистые, ожирение и диабет. Обзор включает оценку наиболее полного комплекса алиментарных (связанных с питанием) факторов риска обозначенных заболеваний, не ограничиваясь такими факторами как ожирение и уровень липидов в крови. Кроме того, анализ сосредоточен на продуктах питания и общих моделях питания, а не только на отдельных изолированных питательных веществах (белках, жирах, углеводах, витаминах и т.д.). Методологической основой анализа литературы служит тезис о комплексном воздействии различных качественных и количественных параметров пищевого рациона на регулирование веса в долгосрочной перспективе, а не просто калорийности рациона питания, которая отражает лишь энергетическую ценность пищи, но не ее качество.
Эффективные для лечения и профилактики алиментарно-зависимых заболеваний стратегии поведения разработаны на основе данных доказательной медицины. Эти поведенческие стратегии подразумевают включение в рацион питания надлежащего количества фруктов, не содержащих крахмал овощей, орехов, бобовых, рыбы, растительных масел, йогурта и минимально обработанных цельных зерен. Потребление же красного мяса, подвергшегося технологической обработке (например, консервированного с помощью натрия), а также продуктов, в которых содержится большое количество рафинированного зерна, крахмала, добавленного сахара, соли и трансжиры должно быть ограничено.
Требуется дальнейшее исследование воздействия фенолов, молочного жира, пробиотиков, ферментации, кофе, чая, какао, яиц, конкретных растительных и тропических масел, витамина D, отдельных жирных кислот на сердечно-сосудистую систему и метаболизм, а также исследование взаимодействия рациона питания и микробиома. Малое число доказательств, полученных на сегодняшний день, не позволяет судить о кардиометаболической значимости других популярных предпочтений. Например, нет четких доказательств преимуществ от потребления продуктов питания местного производства, органического происхождения, мяса травяного откорма, продуктов питания, произведенных на ферме/полученных из диких растений и животных, продуктов, не содержащих ГМО. Эффективность индивидуального питания доказана, и, по всей видимости, больше зависит от негенетических характеристик (например, физической активности, центрального типа ожирения, пола, социально-экономического статуса, культуры), чем от генетических факторов. Выбор рациона питания должен всемерно поддерживаться усилиями по изменению клинической практики, реформами системы здравоохранения, новыми технологиями и надежными стратегиями линии поведения, в том числе ориентированными на экономические стимулы, школы и рабочие места, окружающую среду и систему питания. Научные достижения дают принципиально новое представление об оптимальных целях и передовой практике для снижения уровня заболеваемости кардиометаболическими заболеваниями, связанными спитанием.